Статьи




О восковых куклах - часть I

История скульптур из точёного воска восходит к глубокой древности. Древние греки и римляне делали портреты из воска, римляне, также, создавали восковые куклы, прекрасно сохранившиеся образцы которых археологи нередко находят в наши дни. И на протяжении столетий после падения Великой Римской империи это искусство бережно сохранялось. Так, широко известны ростовые портретные композиции из воска, относящиеся к XV веку. Популярность таких фигур распространялась по всей средневековой Европе. Выставки и «восковые музеи» достигли и Британских островов, где творения из воска завоевали признание и любовь всех слоев населения.

Наибольшую известность из таких музеев приобрел знаменитый музей Мадам Тюссо, открывшийся в Лондоне в самом начале XIX века. Родившаяся и выросшая во Франции, Анна Мария Тюссо (Anna Maria Tussaud), пристрастилась к своему будущему делу жизни благодаря господину Филиппу Кюрти (Philippe Guillaume Mathe Curtius), знаменитому французскому мастеру восковых кукол, к которому устроилась работать домохозяйкой мать будущей знаменитой мадам Тюссо. Некоторые исследователи отмечают, что господин Кюрти часто упоминается, как «дядя» Анны Тюссо, хотя прямого родства по крови между ними не было. Как бы то ни было, именно он стал первым и, вероятно, самым главным Учителем для юной Анны, посвятившим её в тайны своего мастерства и раскрывшим миру талант Тюссо.

Несмотря на то, что многие прекрасные образцы воскового творчества, датируемые XVII-XVIII веками, нередко встречаются в музеях или в собраниях частных коллекций, настоящий расцвет восковой скульптуры пришелся именно на XIX век, и, в первую очередь, благодаря музеям восковых скульптур, ставших настоящими центрами развлечений того времени. Да и что говорить?! Мастерство скульпторов-резчиков по воску достигло к тому времени такого совершенства, что восковые куклы того периода многие специалисты считают непревзойденными шедеврами – с такой любовью исполнены их лица, тела, наряды, такой грации и изящества преисполнены их позы, так прозрачна их нежная кожа и так естественен её тон…

К огромному сожалению, самое главное преимущество коллекционных восковых кукол стало и самым главным их недостатком. Воск… Мягкий, легко обрабатываемый и легко меняющий форму под действием высоких температур материал… Именно эти замечательные свойства воска и послужили причиной тому, что многие прекрасные творения мастеров той эпохи ныне утеряны, буквально растаяв в столетней истории…

Бесспорно, самыми известными, самыми знаменитыми Мастерами, творившими куклы из воска, были династии Пьеротти и Монтанари (Pierottis и Montanaris). Как видно, обе эти фамилии имеют итальянские корни и итальянское происхождение, но именно в Англии талант этих мастеров раскрылся в полной мере. Первым членом семьи Пьеротти, ставшим знаменитым скульптором, был Доменико Пьеротти, родившийся в 1760 году. Отец Доменико был виноторговцем, а мать – простой английской девушкой, встреченной отцом во время его деловой поездки по Британии. Доменико родился и вырос в Италии, но в возрасте 20 лет приехал в Англию, на родину мамы, где, словно повторяя судьбу своего отца, встретил девушку, ставшую его невестой и женой. С 1793 года Доменико Пьеротти успешно торгует своими восковыми куклами в Лондоне, моделируя их самостоятельно. Двое его сыновей, Генри и Джон, повзрослев, составили отцу компанию на фирме, но лишь именно литые коллекционные куклы из воска, сделанные руками младшего из сыновей - Генри Пьеротти, принесли семейному предприятию настоящую славу, знаменитость и успех, затмившие успех его отца! Некоторые из своих кукол Генри моделировал со своих детей, прочие – изображали детей королевской семьи Великобритании. Куклы бережно раскрашивались дорогим кармином и свинцовыми белилами, а многие из лучших творений Пьеротти покрывались красками в три-четыре слоя, волосы кукол бережно имплантировались в воск крохотными прядками или маленькими пучками, создавая эффект абсолютной натуралистичности, ручки и ножки кукол исполнялись также из воска с бережно, тщательнейшим образом гравированными ноготками! Матерчатые тела кукол, изготавливавшиеся в этой семье женщинами, деликатно и бережно набивались тончайшей коровьей шерстью… А какие у них были замечательные одежды… Одним словом, это были настоящие произведения искусства!

После смерти Генри Пьеротти в 1871 году его дети продолжили династию и выпуск кукол этой марки продолжался вплоть до конца 20-х годов прошлого века, являясь примером одного из самых успешных и долгих семейных предприятий в истории кукол из воска.

В мире современных коллекционных кукол куклы семьи Пьеротти заслуженно занимают одно из самых почётных мест, неизменно получая самые высокие оценки коллекционеров и ценителей на самых престижных мировых аукционах и выставках, а цена этих произведений искусства достигает, поистине, заоблачных величин…

(Продолжение следует)