Статьи




О деревянных куклах - часть II

Увы, в течение девятнадцатого-двадцатого столетий качество кукол из дерева неуклонно снижалось. Связано это было с двумя очевидными факторами – Индустриальной Революцией, охватившей страны, в которых традиционно производились куклы из дерева, и переходом большинства мастеров к работе с другими, более современными и новыми материалами. Развивавшийся в процессе Индустриальной Революции «средний класс» настойчиво требовал создания товаров, соответствующих по качеству товарам премиум-класса, но более дешёвых и поэтому, более доступных. Для того, чтобы удовлетворять этому требованию потребителей, производители кукол увеличили объёмы выпуска продукции за счёт использования более технологичных материалов и сокращения времени на единицу товара за счёт меньшей детализации, меньшей проработки моделей – то есть за счёт именно того, что и делало ранние работы мастеров-кукольников столь изящными, столь редкими и столь ценными. Помимо этого, в то же самое время, интерес к коллекционным куклам из дерева снизился из-за возросшей популярности и дешевизны кукол из воска и фарфора.

Одним из самых знаменитых брендов деревянной куклы начала прошлого века в Америке можно, по праву, считать имя компании A.Schoenhut & Co. of Philadelfia. Эта компания была основана в 1872 году германским эмигрантом, «мастером деревянных кукол в третьем поколении», Альбертом Зоенгут (Albert Schoenhut), отец и дед которого свои жизни посвятили изготовлению точёных коллекционных кукол из дерева. Компания изначально занималась, с определённым успехом, производством детских музыкальных игрушек. Но настоящая известность и слава пришли к ней после анонсирования в 1903 году знаменитой коллекции «Цирк Шалтая-Болтая» (Humpty-Dumpty Circus), которая включала в себя первые куклы – клоунов, акробатов и гимнастов. Небольшое время спустя Альберт разработал (и в 1909 году запатентовал) систему шпрингельного (пружинного) сочленения конечностей для кукол, позволявшую придавать его творениям самые человечные, совершенно жизненные позы. Это, вкупе с удивительно реалистичными лицами его ранних моделей, сделало их крайне популярными. Большинство этих кукол выполнено из американской липы. Многие – имеют вырезанные (!) и раскрашенные волосы, прочие же – носили прекрасные парики. Альберт Зоенгут скончался в 1911 году, но его шестеро сыновей спешно продолжали дело своего отца вплоть до середины 30-х годов, когда эпоха Великой Депрессии не оставила места этим куклам в жизни. Заметим, что одной из причин исчезновения этого кукольного бренда стало сильнейшее падение качества к концу 20-х годов, при том, что первые выпущенные этой фирмой куклы служат примером ярчайшего мастерства и таланта скульпторов-кукольников.

Куклы этой марки в настоящее время довольно распространены и относительно доступны собирателям. Цена на них колеблется около 1500 долларов США и неуклонно растет, как и на коллекционные куклы из других материалов и других фирм.

Деревянные же куклы XVII и XVIII сегодня являются предметом острой, острейшей коллекционной борьбы, настоящими редкостями, из года в год получающими самые высокие оценки на самых престижных мировых аукционах и кукольных шоу и стоящих, порой, баснословные деньги. Так, кукла, фотография которой была опубликована в первой части нашей статьи, была продана на аукционе Сотбис анонимному покупателю за 143 000 фунтов стерлингов!

В любом случае, независимо от их цены, коллекционные куклы из дерева являются одним из самых ранних свидетельств того, как человек учился познавать мир вокруг себя и стремился украшать этот мир…